понедельник, 9 января 2012 г.

Основные понятия автоматизации управления

Основные понятия автоматизации управления

Автоматизация управления предприятием. АйТи

Автоматизированная система управления предприятием (АСУП) - это система управления, построенная на основе применения средств вычислительной техники, экономико-математических методов и информационных технологий. Автоматизация управления направлена прежде всего на интеграцию, которая в современных производственных системах является одним из наиболее важных свойств.
АСУП состоит, в свою очередь, из подсистем. Цель разбиения АСУП на подсистемы - выделение крупных неоднородных элементов для упрощения процессов проектирования, внедрения и эксплуатации АСУП. Все подсистемы принято делить на две группы - функциональные и обеспечивающие подсистемы.

Функциональные подсистемы выделяются в соответствии с управленческими функциями, осуществляемыми на предприятии. В АСУ промышленным предприятием входят следующие подсистемы: управление технической подготовкой производства, основным производством, вспомогательным производством, материально-техническим снабжением, технико-экономическим планированием производства, бухгалтерским учетом, сбытом, кадрами, качеством выпускаемой продукции и услуг, финансами.

Обеспечивающие подсистемы предназначены для обеспечения решения комплекса задач функциональных подсистем. В состав обеспечивающих входят подсистемы технического, информационного, математического, программного и организационного обеспечения.
Подсистема технического обеспечения представляет собой комплекс технических средств, в который входят средства вычислительной техники, оборудование для организации локальных сетей и подключения к глобальным сетям, устройства регистрации, накопления и отображения информации.

Подсистема информационного обеспечения включает в свой состав внешнее информационное обеспечение в виде входных и выходных документов (в том числе и в электронном виде), используемых при решении функциональных задач, и внутреннее, ориентированное на организацию базы данных предприятия.

Подсистема математического обеспечения включает математические методы, модели, алгоритмы, используемые при решении задач управления.

Подсистема программного обеспечения включает системное программное обеспечение, прикладные программы для решения задач управления, а также другие программы, используемые на предприятии.
Организационное обеспечение состоит из набора правил, инструкции, положении и других документов, регламентирующих функционирование АСУП.

Проектирование, внедрение и эксплуатация АСУП на предприятии ведутся с помощью инструментальных программных средств. Современные инструментальные программные средства являются сложными многофункциональными системами. Они содержат в своем составе пакеты прикладных программ для решения задач управления, средства комплексирования задач в требуемые конфигурации, средства сопряжения АСУП с другими системами, например с САПР, и многое другое. Такие системы можно назвать базовыми. Следует подчеркнуть, что базовая система является средством создания АСУП, но не является законченной АСУП или ее фрагментом. Она позволяет в конечном итоге создавать для предприятия гибкую модифицируемую АСУП, в которой сочетаются типовые подходы к решению задач управления и специфические особенности предприятия.
Базовые системы обычно ориентированы на определенный класс предприятии. Структуры и составы базовых систем отличаются друг от друга и от требуемой функциональной структуры АСУП на предприятии. Эти отличия накладывают серьезный отпечаток на выбор базовой системы и процесс проектирования АСУП.


Почему автоматизация?

Почему автоматизация?

Каждый день печать, радио, телевидение сообщают о вво­ де в строй новых заводов, об увеличении выпуска продук­ ции расширении ее ассортимента, открытии новых линий аэрофлота, увеличении числа услуг, предоставляемых на­ селению предприятиями бытового обслуживания, росте тоннажа торгового флота и т. д. Такие сообщения не мо­ гут не радовать. Но наряду с этим встречаются и сообщен ия о неудовлетворительном планировании, о наличии встречных перевозок, возникновении дефицита на неде­ фицитные товары, сообщения о фактах потерь и простоев, которые, естественно, воспринимаются с огорчением.
В то же время между положительными и негативными фактами имеется определенная связь. Далеко не всегда неблагоприятные факты являются результатом нерадиво­ сти отдельных работников или организаций. Хозяйство наше растет, усложняется, и с каждым годом управлять им, естественно, становится все труднее, поскольку, на­ пример, далеко не одно и то же управлять производст­ вом и распределением стали, равным 25—30 млн. т в год (1950-1960 гг.) или 120-130 млн. т (1970-1975 гг.), при одновременном увеличении номенклатуры изделий металлургической промышленности и росте числа ее по­ требителей, либо грузооборотом торгового флота в 71 млрд. тонно-миль (1960 г.) или в 411,5 млрд. тонно- миль (1976 г.). Аналогично усложнилось и управление отдельными предприятиями: непрерывно увеличиваются скорости технологических процессов, ассортимент про дукции.

Стремительный и глобальный рост привел к тому, что системы управления все чаще стали давать сбои, т. е. запаздывать с принятием управляющих решений, так как перестали справляться с возросшими потоками информа ции, на основе которой эти решения принимались; ухуд­ шалось качество самих решений (например, объектив­ ность планов), стали запаздывать мероприятия по реализа­ции принятых решений и мероприятия по корректировке возникающих неполадок. Уже в середине 50-х годов стало очевидным, что существующими системами управления часто принципиально невозможно обеспечить необ­ ходимое качество управления. Стала очевидной необхо­ димость принятия радикальных мер по улучшению ка­чества управления, мер, связанных с приведением в соответствие возросших и имеющих тенденцию дальней­ шего роста объемов управленческой деятельности с рабо­ той систем административного управления. Такой ради­кальной мерой является .автоматизация.

Кстати, в нашей стране уже имелся опыт широкой автоматизации. Еще в годы первых пятилеток — в конце 20-х — начале 30-х годов — была поставлена задача индустриализации страны на базе всесторонней автома­ тизации промышленного производства. Были созданы специализированные организации по внедрению автома­ тизации во всех ведущих отраслях промышленности, ор­ганизован выпуск средств автоматизации — и поставлен­ ная задача была выполнена. В 60-х годах жизнь потре­ бовала не менее широких работ по автоматизации административного управления. Была поставлена задача на основе использования научно обоснованных методов управления, широкого применения экономико-математи­ ческих методов и средств автоматизации обеспечить не­обходимое качество административного управления. На XXIV съезде партии эта задача рассматривалась как од­ на из важнейших общегосударственных задач.

Работы по автоматизации административного управ­ ления были направлены на то, чтобы резко повысить качество управления, не увеличивая числа работников в этой сфере, а вооружив их новыми методами и средства ми ведения работ, позволяющими в условиях возросших масштабов и усложнения их деятельности, возросших требований к качеству принимаемых решений и их и c полнению эффективно выполнять свои обязанности. При этом следует иметь в виду, что, чем шире масштабы уп­ равляющей деятельности, тем выше требования, предъ­являемые к качеству принимаемых решений. Ведь с боль­шими масштабами связаны и большие потери, возникаю­ щие в случае некачественных или неоптимальных ре­ шений-

С 1963 г. основные работы по автоматизации админи­ стративного управления проводятся «под флагом» разра­ ботки автоматизированных систем управления — АСУ. Уже планом развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 гг. была предусмотрена разработка и внедре­ ние АСУ на 227 предприятиях страны.




ЧТО ЖЕ ТАКОЕ АСУ?

Чтоже такое автоматизированная система управления (АСУ) ?



Итак, средство автоматизации — ЭВМ. Можно ли считать, что любая система управления, после того как в ее ра­ боте начинает использоваться ЭВМ, превращается в ав­ томатизированную? Чтобы ответить на этот вопрос, це­ лесообразно сначала изучить возможные способы исполь­ зования ЭВМ в системах управления. Оказывается, можно определить три различных способа подобного использования.

При первом из них, самом простом, машина применя­ ется для выполнения отдельных вычислительных работ. В этом случае ЭВМ является своего рода автоматическим арифмометром, а вычислительный центр, где она установ­ лена и эксплуатируется,— как бы фабрикой автоматизи­рованного счета. Примерами таких работ могут служить расчет заработной платы, составление статистических сводок бухгалтерских отчетов и т. п. В этом случае внед­рение ЭВМ практически не сказывается на структуре ор­ганизации и методах ее деятельности. Подготовительная работа заключается в разработке программного обеспе­ чения и способах поступления в вычислительный центр информации. Способ этот не только самый простой, но и дает скорейший эффект от установки ЭВМ.

Можно ли и целесообразно ли в этом случае считать систему управления автоматизированной, поскольку в ней используются средства автоматизации — ЭВМ? Види­мо, нецелесообразно. Ведь система управления, когда она создавалась, отнюдь не была рассчитана на применение ЭВМ, а просто в ее работе, помимо других технических средств, стали использовать и вычислительную машину (не называем же мы системы управления механизирован­ ными после внедрения в их работу счетно-перфорацион­ной техники).

Второй способ применения ЭВМ связан с внедрением в системы управления автоматизированных информацион­ но-справочных систем (ИСС), с помощью которых часть информации, используемой в работе учреждения, пред­ варительно по заданным программам обрабатывается в ЭВМ и затем уже используется персоналом при выпол­ нении различных функций по планированию и оператив­ ному управлению. Как известно, качество управления в значительной степени определяется своевременностью представления информации работникам управленческого аппарата и ее достоверностью. Необходимо также, чтобы информация поступала в форме, наиболее удобной для дальнейшего использования. Освобождаясь от рутинной работы по переработке информации, персонал системы управления получает возможность уделить большее вни­ мание вопросам принятия решений. В автоматизирован­ ных информационно-справочных системах ЭВМ исполь­ зуются для хранения информации, ее обработки и выда­чи по требованию персонала необходимых сведений. Естественно, что при этом на машинах могут проводить­ся и работы чисто вычислительного характера.

Внедрение информационно-справочной системы может достаточно сильно сказаться на работе организации. Но все же представляется, что и после этого систему управ­ ления еще нельзя считать автоматизированной. Цель раз­ работки и внедрения информационно-справочных систем своего рода вспомогательная — обеспечить персонал си­ стемы необходимой для принятия решений информацией. При этом не затрагивается целый ряд сторон работы си­ стемы, например сам процесс принятия решений. Во мно­гих случаях наиболее целесообразно использовать ЭВМ именно в качестве основы автоматизированных информа­ ционных систем.

Цель внедрения информационно-справочной системы заключается в улучшении существующей «ручной» си­ стемы управления, оказавшейся непригодной в условиях возросших масштабов управленческой деятельности. ИСС вписывается в рамки существующих систем. В то же время существующие системы управления, их структура, методы работы, используемые документы, документообо­ рот создавались (или складывались случайно) из расче­ та на ручную обработку информации, поэтому автомати­ зация на их базе не может обеспечить использования всех тех возможностей, которые потенциально заложены в ма шине. Машинам в «человеческих" системах управления «тесно». Чтобы их «освободить»; необходима соответст­ вующая перестройка структуры, изменение методов ра­ боты и формы документов. Проведем такую аналогию. Когда был изобретен двигатель внутреннего сгорания, его вначале установили, по существу, на телегу, рассчитан­ ную на конную тягу. Бесспорно, получили определенный эффект: «телега» двигалась с большей скоростью, могла везти большие тяжести. Однако при превышении скоро­ сти или веса груза она рассыпалась, т. е. возможности, заложенные в двигателе, не использовались полностью. Надо было привести в соответствие «телегу» с двигателем. Так появились автомобили, у которых двигатель уста­ навливался на специальное шасси, при этом изменилось в «телеге» и многое другое, например колеса. Так и си­ стемы управления, не рассчитанные на применение ЭВМ, являются для них своего рода «телегой». Другими сло­вами, возникла проблема построения системы управле­ ния, в которой максимально эффективно использовались бы возможности как людей, так и всех технических средств, применяемых в работе, в частности электронно-вычислительных машин. Автоматизированной системой целесообразно называть систему управления, изначально рассчитанную на совместную работу людей и машин, где люди и машины — равноправные партнеры.

Итак, на основании вышесказанного попробуем дать определение автоматизированной системе управления: «АСУ — специально разработанная человеко-машинная система управления, предназначенная для эффективного (в смысле установленного критерия) выполнения функ­ ций управления, обеспечивающих достижение поставлен­ ных перед системой целей, и максимально использующая возможности основных ее элементов — людей и машины».

Нужно отметить, что все три способа использования ЭВМ не только возможны, но каждый по-своему, в своих конкретных условиях, целесообразен. Совсем необязатель­но во всех случаях ставить задачу разработки АСУ, т. е. выбирать наиболее сложный, длительный и дорогостоя­ щий путь, требующий к тому же наличия достаточно большого и квалифицированного коллектива (не следует только любые работы, связанные с внедрением ЭВМ, объ­являть разработкой АСУ: ничего, кроме известной дез­ ориентации как разработчиков автоматизированной систе мы, так и работников системы управления, это не дает).



Информационные системы

Информационные системы

 

Информационные технологии – весьма широкое определение, под которое попадает ряд отдельных технических средств и приемов работы с информацией. Но, как правило, в процессе работы с информацией люди имеют дело со вполне определенной связанной последовательностью взаимодействий с различными средствами. В зависимости от шкалы времени (от оперативных до долгосрочно-стратегических задач) и масштаба действий (от одного рабочего места до целой компании) могут обнаруживаться разные связи и последовательности, и для управления ими нужны разные методы. Методы варьируются также по степени алгоритмизации и рационализации. Наиболее рационально алгоритмизированная совокупность методов и средств работы с информацией – информационная система. Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации. Информационные системы бывают разного назначения и масштаба. Также информационные системы отличаются по степени охвата сфер деятельности предприятия (учитывают ли они только бухгалтерию или также и склад, финансы, производство и т.д.). Однако все информационные системы обладают рядом свойств, которые являются для них общими:
  • ИС предназначены для сбора, хранения и обработки информации. Таким образом, в основе любой информационной системы лежат средства хранения и доступа к данным;
  • ИС предназначены для конечного пользователя, не являющегося специалистом в области вычислительной техники. Из этого следует, что ИС должны включать в себя клиентские приложения, обеспечивающие интуитивно понятный интерфейс.
Информационные системы бывают фактографическими  и документальными. К первым относятся ИС, предназначенные для поиска однозначного ответа на запрос и для однозначного решения поставленных задач. Условно фактографические ИС делят в свою очередь на информационно-справочные системы, информационно-поисковые системы и системы оперативной обработки данных. Системы оперативной обработки данных решают  такие задачи, как управление производством, бухгалтерский учет и т.п.По масштабу ИС делятся на:
  • Настольные;
  • Сетевые;
  • ИС масштаба предприятия.
Документальные информационные системы предназначены для решения задач, не предусматривающих однозначного ответа на вопрос. Некоторые системы представляют собой смешанный тип фактографической и документальной ИС.
В большинстве случаев, когда требуется комплексная система, для хранения, обработки и поиска информации, процедура внедрения оказывается очень длительной и трудоемкой. Но несмотря на то, что процесс освоения предприятием такого нововведения, как ИС весьма сложен, в случае успешного завершения процесса затраченные ресурсы затем всегда окупаются за счет того, что:
  • ИС автоматизирует применение математических методов к решению управленческих задач;
  • ИС по крайней мере частично освобождает сотрудников от рутинного труда;
  • ИС минимизирует вероятность появления ошибки в ходе передачи либо обработки информации;
  • ИС снижает объем документов на бумаге;
  • ИС совершенствует документооборот;
  • ИС снижает затраты на производство товаров и услуг.


Создание современной корпоративной информационной системы

Создание современной корпоративной  информационной системы

Создание современной корпоративной ИС требует усилий большого количества высококлассных специалистов: системных аналитиков, инженеров и программистов, авторов технической документации и учебных курсов, специалистов по внедрению систем и пользователей. Предприятие, не накопившее опыта подобных работ, не может эффективно планировать их трудоемкость, длительность и стоимость. Единственный проверенный мировой способ создания корпоративных ИС состоит в привлечении к работе специализированной фирмы – поставщика комплексных решений в области информационных технологий.



Разработка информационной системы всего предприятия

 Разработка информационной системы всего предприятия

ИС предоставляет сотрудникам рабочие места, ориентированные на выполняемые функции, а не на особенности технологий.

Необходимость иметь дело с несколькими независимыми приложениями при выполнении бизнес-функции чрезвычайно затрудняет работу. Например, составление сводки новостей требует сбора и систематизации информации из Internet. При нынешнем уровне развития технологий приходиться использовать клиентское ПО и поисковые механизмы различных служб Internet. Выполнение простого действия (составление тематической сводки) может потребовать использования десятка программ и решения множества проблем, связанных с различием форматов данных.

Для предприятия такой стиль работы выливается в дополнительные затраты на обучение сотрудников, обслуживание их рабочих мест и оплату затраченного впустую времени. Если же этот стиль применяется для организации бизнес - процессов, критически важных для работы предприятия, передача пользователю функций координатора согласованных воздействий на корпоративную информацию, создает угрозу ее непротиворечивости. Например, если принятый на предприятии распорядок разрешает отпускать товар только после его оплаты и выписывание накладных технологически не связано с бухгалтерией, то ответственность за выполнение распорядка ложится на сотрудников. Неизбежные ошибки приведут к расхождениям товарного и финансового учета. Если рассматривать все аспекты деятельности предприятия, количество логических взаимосвязей столь велико, что подобные расхождения становятся практически неконтролируемыми.

Разработка информационной системы структурных подразделений

Разработка информационной системы структурных подразделений

Информационная система структурных подразделений предприятия (отдела маркетинга и бухгалтерии) создается в два этапа.

На первом этапе проектируется и внедряется уровень автоматизации операционных процессов. Для дальнейшего проектирования применяется CASE- технология Oracle Designer/2000, которая позволяет на порядок снизить трудоёмкость и сроки проектирования по сравнению с обычным программированием.

На втором этапе информационная система оснащается уровнем поддержки принятия решений OLAP Oracle Express, который обеспечивает анализ статистики продаж, обоснованное формирование планов продаж, анализ маркетинговой информации, формирование ценовой политики и т.д.

Создание на базе существующих технических средств отдельных интеллектуальных рабочих мест не обеспечит их эффективную, согласованную работу. Уровень автоматизации операционных процессов является “фундаментом” функционирования информационной системы структурных подразделений предприятия.

Главной проблемой данного этапа является проектирование уровня принятия решений для руководства предприятия. Разработка методик использования OLAP требует дополнительных финансовых затрат.


Характеристика отдельных модулей информационной системы управления предприятием

Характеристика отдельных модулей информационной системы управления предприятием

Модуль управления производством основывается на разнообразных нормативах, определяемых особенностями конструкторских спецификаций и технологических операций. Этот модуль позволяет спрогнозировать выпуск продукции на пять, десять лет вперед; учесть возможные изменения в свойствах продукции и соответственно в производственном процессе изготовления продукции.

Модуль управления логистикой связан с подготовкой необходимой информации для управления сбытом продукции, производственной логистикой и снабжением производства материалами.

Модуль управления трудовыми ресурсами осуществляет оценку использования рабочего времени сотрудниками и расчет заработной платы.

Модуль управления финансами большое внимание уделяет расчету потребности в денежных ресурсах, их использованию. Он также позволяет оперативно осуществлять финансово–экономический анализ для оценки деятельности предприятия

Функциональные задачи ИКИСП по детализации и их связь с основными модулями современных ИКИСП. Интеграция модулей

Функциональные задачи ИКИСП по детализации и их связь с основными модулями современных ИКИСП. Интеграция модулей

В результате развития содержательного значения понятия «модуль» возникла необходимость сопоставления функциональных подсистем, функциональных задач с основными модулями современных ИКИСП, построенных по концепции ERP. Функциональные задачи в настоящее время объединяются в модули в соответствии с основными бизнес–процессами: управление производством, управление логистикой, управление трудовыми ресурсами, управление финансами.

Интеграция модулей отражает их информационную взаимосвязь: модуль управления производством непосредственно связан с модулем управления логистикой, а также модулем управления трудовыми ресурсами. Все модули имеют информационную связь с модулем управления финансами.

Развитие содержательной части модуля информационной системы. Модуль настройки

Развитие содержательной части модуля информационной системы. Модуль
настройки


Под модулем понимается устойчивая к изменению часть системы, которая способна работать самостоятельно и в интеграции с другими модулями. В связи с развитием технологии ИКИСП изменилось содержательное значение понятия «модуль». В настоящее время это понятие объединяет конкретные функциональные и обеспечивающие подсистемы по бизнес–процессу. Специфическим модулем ИКИСП является модуль настройки, который позволяет корректировать (настраивать) ИКИСП на специфику конкретного предприятия



Организация электронного документооборота

Организация электронного документооборота

На практике и в теории делопроизводства и документооборота сложились в основном две технологии, которые в дальнейшем будем условно называть "отечественная" и "западная".

Свойства отечественных и зарубежных систем отличаются друг от друга. Программные системы, реализующие отечественную технологию, ориентированы, в первую очередь, на использование в государственных учреждениях и сохраняют все традиции и нормы делопроизводства, принятые в конкретной организации. Программные продукты подразделены на три вида в зависимости от характера их создания: разработка российских компаний; программные решения российских компаний на основе западных систем; русифицированные версии популярных западных систем.



Интернет - технологии в управлении производством

Интернет - технологии в управлении производством

Интернет - технологии в управлении производством используются в самых различных направлениях: торговая деятельность, финансово - кредитная деятельность, подбор кадров, консультационные услуги, информационная безопасность.

Интернет - технологии в торговой деятельности могут оказать бизнесу услуги по ряду направлений: изучение рынка; рекламирование товара; сбор и анализ необходимой биржевой и статистической информации; обеспечение гарантийного обслуживания; организация электронной коммерции.

Современная финансово–кредитная деятельность характеризуется вытеснением чековых и наличных денег их электронным заменителем: пластиковыми карточками, которые позволяют упростить процедуру финансово – кредитных безналичных расчетов.
Интернет используется для подбора кадров и организации дистанционных трудовых отношений, а также оказания консультационных услуг и обеспечения информационной безопасности бизнеса.

Понятия интеллект – технологии в современных информационных системах управления предприятием

Понятия интеллект – технологии в современных информационных системах управления предприятием

Интеллект – технологии – это технологии, связанные с организацией аддитивной концепции ERP, которая направлена на использование систем поддержки принятия решения по управлению бизнес-процессом предприятия. Бизнес - интеллект (Business Intelligence, BI) – совокупность интеллект–технологий, используемых для решения задач эффективного управления объектом с целью достижения конкурентоспособности продукции.

К настоящему моменту разработаны программные средства, направленные на принятие решения прежде всего на стратегическом уровне управления. Эти средства относятся к BI– технологиям и получили название средств поддержки принятия управленческих решений (Decision Support System, DSS). К DSS относятся: OLAP (Online Analytical Processing) – Оперативный анализ данных; DM (Data Mining) – Добыча скрытых данных; Когнитивные (познавательные системы).

Одной из форм интеллект–технологий являются нейросетевые технологии. Они связаны - с автоматизацией процессов:1) распознавания образов, 2) прогнозирования, 3) создания экспертных систем, 4) организации ассоциативной памяти. С помощью нейросетевых технологий можно, например, 1)предсказывать показатели биржевых торгов, 2) распознавать смысл оптических и звуковых сигналов, 3) создавать самообучающиеся системы, способные синтезировать речь по тексту и др.

Специфика распределенного ввода данных и интеграционного слоя в корпоративных информационных системах

Специфика распределенного ввода данных и интеграционного слоя в корпоративных информационных системах

Под распределенным вводом данных понимается поступление информации для обработки в ИКИСП из множества источников ее возникновения с помощью разнообразных технических средств ввода данных: персональный компьютер, телефон, мобильный телефон, электронная почта, факс. Организация распределенного ввода данных требует предварительного анализа информации с целью исключения многочисленных маршрутов ее дальнейшей обработки. Это вызывает необходимость создания интеграционного слоя. Основное назначение интеграционного слоя - выявление сведений, имеющих одинаковые направления обработки.

 

Организация программной структуры информационной системы предприятия (ИС).

Организация программной структуры информационной системы предприятия (ИС).

Программная структура корпоративной информационной системы – это взаимосвязанные программные модули: операционные системы, операционные оболочки, различные сервисные средства и системы программирования, а также пакеты прикладных программ (ППП) общего и функционального назначения. При создании системы программные модули выступают во взаимодействии.

Примером является программная структура системы поддержки принятия решения в условиях имитационной концепции ERP.

Организация физической структуры системы управления предприятием

Организация физической структуры системы управления предприятием

Организация физической структуры ИКИСП предполагает различные способы использования физических модулей.

Различают два вида организации физической структуры и соответственно два способа использования физических модулей: автономный и сетевой. Автономный подразделяется на индивидуальное использование и использование в виде автоматизированных рабочих мест (АРМ). Индивидуальное использование предполагает применение отдельных информационных технологий для решения индивидуальных задач пользователя. Автономный способ характерен для малого и среднего бизнеса. При сетевом способе, в свою очередь, также выделяют два вида физической структуры ИКИСП: первый – жесткая структура; второй – гибкая структура. В настоящее время основное применение находит жесткая сетевая структура. Гибкие физические структуры представляют собой перспективное направление развития компьютерных сетей. Они находят свое выражение в создании нейронных сетей, имитирующих работу нейронов мозга.

Для классификации сетевых физических жестких структур используется понятие «сетевой комплекс» (internet). Условно сетевые комплексы подразделяются на уровни, начиная с нулевого уровня по седьмой. Сетевые комплексы от нулевого до четвертого уровня принято называть локальными компьютерными сетями; от пятого до седьмого уровня – глобальными компьютерными сетями. Для малого и среднего бизнеса используются сетевые физические структуры нулевого и первого уровней; для крупного бизнеса различной степени развития: со второго по шестой уровень. Седьмой уровень представляет собой всеобщую сеть, которая становится неотъемлемой частью физической структуры ИКИСП всех видов бизнеса.


Бизнес-логика системы управления предприятием. Инструменты и методы создания бизнес – модели.

Бизнес-логика системы управления предприятием. Инструменты и методы создания бизнес – модели.

Бизнес-логика ИКИСП отражает определенную иерархическую зависимость понятий: единая бизнес–система предприятия, бизнес–система предметной области, бизнес–процесс и элементарная функция.

Любой уровень бизнес - логики может быть представлен в различных схемах, которые и представляют бизнес–модели изучаемого процесса. Создание бизнес–модели осуществляется с помощью различных инструментов и методов моделирования.
К настоящему моменту разработано множество инструментов моделирования, в основе которых применяются различные языки описания процессов: SADT, DFD UML, Ericsson–Penker, Rational Unified Process, ARIS. В качестве компьютерной поддержки используется множество программных средств, которые носят общее название CASE–систем (Computer Aided System Engineering). К ним относятся: ARIS Toolset , BPwin, BRwin, AllFusion Modeling Suite, Rational Rose и др.

Для общей характеристики методов моделирования их можно разделить на методы неформализованного и формализованного моделирования. Формализо¬ванные модели условно делятся на модели подготовки информации для принятия решения и модели принятия решения. Методы моделирования подготовки информации для принятия решения иначе называют методами отражения общей взаимосвязи показателей Процесс принятия решения, как правило, связан с выбором критерия оптимальности - величи¬ны какого-либо показателя для достижения конкретной цели. По этой причине задачи принятия решения получили название оптимизационных моделей.


 

Понятие архитектуры ИКИСП, ее основные компоненты. Влияние инжиниринга и реинжиниринга на элементы архитектуры

Понятие архитектуры ИКИСП, ее основные компоненты. Влияние инжиниринга и реинжиниринга на элементы архитектуры

Архитектура ИКИСП представляет собой взаимосвязь сложных компонентов или структур, работающих как единое целое. К ним относятся логическая, физическая (техническая) и программная структуры.

Под логической структурой ИКИСП понимается совокупность бизнес–процессов, которые выделяются при организации на предприятии инжиниринга и реинжиниринга.
Физическая структура корпоративной информационной системы представляет собой взаимосвязанные физические модули, к которым относятся: специализированное оборудование для сбора и регистрации информации, каналы связи, коммуникационное оборудование, компьютеры.

Программная структура корпоративной информационной системы – это взаимосвязанные программные модули: операционные системы, операционные оболочки, различные сервисные средства и системы программирования, а также пакеты прикладных программ (ППП) общего и функционального назначения.

Под инжинирингом понимается целостное описание деятельности предприятия в виде изменения.

Реинжиниринг предполагает радикальное перепроектирование бизнес–процессов предприятия для достижения коренных улучшений управления им. Радикальное изменение бизнес - процессов как отражение логической структуры ИКИСП ведет к совершенствованию физической и программной структур ИКИСП.

Концепция управления качеством – QM

Концепция управления качеством – QM

Качество товара должно находиться в равновесии с ценой продукции и обеспечивать конкурентоспособность продукции на рынке товаров и услуг.

Концепция QM (Quality Management) основывается на международных стандартах. Международный опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО, введенных в действие в марте 1987 г. и периодически обновляемых. Концепция QM (управления качеством), основываясь на международных стандартах, непосредственно связана с системой ERP и направлена на ее совершенствование. Сущность системы QM – организация мониторинга состояния параметров качества продукции, которые рассматриваются по элементам производственного процесса в реальном времени.

 

Концепции планирования производственных ресурсов – MRP II и управления предприятием – ERP

Концепции планирования производственных ресурсов – MRP II и управления предприятием – ERP

Сущность MRP II – управление производственными ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми), а также состоянием производственных мощностей и складских помещений. Основная цель данной системы – реализация информационной взаимосвязи по всем видам ресурсов. Положительные свойства системы: 1) наличие встроенного аналитического аппарата в системе, что позволяет получать сведения о текущем состоянии всех видов ресурсов во времени; 2) предоставление прогноза на перспективу в связи с изменением состояния ресурсов или ситуации на рынке; 3) применение множества модулей, каждый из которых работает как самостоятельно, так и в интеграции с другими модулями и др.

Концепция ERP является развитием концепции MRP II. Основные свойства современных систем ERP: интегрированность, гибкость, наличие технологий поэтапного внедрения. Эта концепция положена в основу создания интегрированной корпоративной информационной системы предприятия (ИКИСП). ИКИСП способна предос¬тавить актуальную, достоверную, полную и при необходимости обобщенную информацию руководителям обо всех процессах, проте¬кающих на предприятии. В этой среде реализуется полный рыноч¬ный цикл управления им - от планирования до анализа результа¬тов деятельности и последующей корректировки планов.

Под гибкостью понимается возможность настройки ИКИСП на учет особенностей любого предприя¬тия. Технология поэтапного внедрения предполагает возможность использования отдельных модулей как самостоятельно, так и в интеграции с другими модулями.

Концепция управления материальными ресурсами – MRP

Концепция управления материальными ресурсами – MRP

Система MRP – система централизованного управления материальными ресурсами. Основное назначение системы MRP – планирование необходимых компонентов в требуемом ко¬личестве, в установленное время, на конкретном рабочем месте. В качестве исходной информации система MRP ис¬пользует: а) независимый спрос на конечную продукцию предприятия, который может быть отражен как прогноз или в виде конкретных заявок покупателей; б) вели¬чину заделов незавершенного производства на местах и количество изделий, запущенных в производство; в) размер складских запасов и заявки на их пополнение; г) четко определенную структуру (кон¬структорский состав) производимых изделий. Используются следующие параметры входа в систему MRP:

1) спрос или основной план-график производства;
2) ведомость состава каждого конечного изделия;
3) свободный остаток запаса каждого компонента;
4) открытые ранее заказы на изготовление или закупку;
5) стратегия планирования пополнения запаса (политика заказа);
6) параметры планирования (например, размер партий, резерв¬ные запасы, сроки поставки и изготовления партий).

Параметры выхода из системы MRP включают:

а) новые заказы на изготовление или закупку необходимых материальных ресурсов;
б) рекомендации по принятию решений об изменении сроков исполнения открытых ранее заказов или их аннулировании.

Основным достоинством системы MRP является способность точно и своевременно корректировать данные первоначального планирования. Эта способность изве¬стна под названием «восстанавливающее планирование потребности в компонентах». В системе МRР используется целый комплекс про¬грамм повторного планирования, позволяющих получить новый план потребностей в материальных ресурсах. При этом текущий пересчет охватыва¬ет только те компоненты, которых коснулись изменения.

Свойства и значение современных ИКИСП для управления предприятием

Свойства и значение современных ИКИСП для управления предприятием

Современные ИКИСП должны обладать рядом свойств; среди них: умение перенастраиваться на специфику производства; обеспечение высокой степени интеграции информации; умение «моделировать» информацию в процессе принятия решения; подготовка достоверной, качественной и полной информации для принятия решения и др.
 
Создание современных ИКИСП позволяет улучшить значения ряда показателей; например, использования: оборудования за счет уменьшения простоев, выяснения причин и виновников простоев, увеличения загрузки оборудования; материальных ресурсов за счет эффективного хранения и применения их в процессе производства; труда работающих за счет рациональной загрузки и выплаты соответствующей труду заработной платы. Улучшение значений перечисленных показателей приводит к снижению издержек производства; увеличению прибыли.


Понятие интегрированной корпоративной информационной системы предприятия (ИКИСП)

Понятие интегрированной корпоративной информационной системы предприятия (ИКИСП)

Интеграция предполагает реализацию взаимосвязи и зависимости всех частей системы с обязательным выделением области влияния их друг на друга. Признаки выделения частей системы, или, иначе, подсистем, могут быть самые разнообразные. Для иллюстрации понятия ИКИСП обратим внимание на два основных признака: структурные уровни управления предприятием и функции управления. Эти признаки, как известно, находят отражение в конкретных экономических и технических показателях.
 
Интегрированные корпоративные информационные системы предприятия предполагают обеспечение взаимосвязи экономических показателей по всем функциям и уровням управления предприятием на основе новейших информационных технологий. Реализация взаимосвязи строится на: 1) упорядочении информа¬ционных потоков между всеми подсистемами предприятия (вклю¬чая вспомогательные, от которых также в значительной степени зависит эффективность производства), 2) предоставлении доступа к данным менеджерам всех уровней для принятия управленческих решений, 3) накоплении информации для обобщения и анализа.
 
В соответствии с международной классификацией информационные системы по степени интеграции могут быть разделены на четыре группы: локальные (учетные системы); малые интегрированные (комплексный учет и управление финансами); средние и крупные интегрированные системы (комплексное управление в зависимости от масштаба производства).

 

Особенности (специфика) современных систем управления предприятием


Особенности (специфика) современных систем управления предприятием

В последние годы в производственной и управ­ленческой деятельности произошел ряд принципиальных измене­ний, связанных с усилением конкуренции на рынке товаров и ус­луг, а именно:
• возросла доступность товаров и услуг из любой точки мира;
• возросли требования потребителей к качеству товаров и услуг;
• уменьшился жизненный цикл товара или услуги на рынке.

Широкое распространение приобрела практика создания предприятий со следующими характеристиками организа­ционной структуры:
• небольшое число подразделений;
• небольшое число уровней управления;
• формирование специализированных проблемно-ориентиро­ванных групп (команд) высококвалифицированных специалистов.
В жестких условиях конкуренции возникает необходимость осуществления постоянного мониторинга текущей и оперативной эффективности управления предприятием.
Решение этой непростой задачи возможно с помощью создания интегрированной корпоративной информационной системы предприятия (ИКИСП).

 

Что такое информационная система предприятия ?

Что такое информационная система предприятия ?

Термин информационная система (ИС) используется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией[1].

Так же в достаточно широком смысле[2] трактует понятие информационной системы Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств»[3].

Одно из наиболее широких определений ИС дал М. Р. Когаловский: «информационной системой называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей»[4].

В узком смысле информационной системой называют только подмножество компонентов ИС в широком смысле, включающее базы данных, СУБД и специализированные прикладные программы. ИС в узком смысле рассматривают как программно-аппаратную систему, предназначенную для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей, обеспечивающую, в соответствии с заложенной в нее логикой обработки, возможность получения, модификации и хранения информации[5].

В любом случае основной задачей ИС является удовлетворение конкретных информационных потребностей в рамках конкретной предметной области. Современные ИС де-факто немыслимы без использования баз данных и СУБД, поэтому термин «информационная система» на практике сливается по смыслу с термином «система баз данных».

В идеале в рамках предприятия должна функционировать единая корпоративная информационная система, удовлетворяющая все существующие информационные потребности всех сотрудников, служб и подразделений. Однако на практике создание такой всеобъемлющей ИС слишком затруднено или даже невозможно, вследствие чего на предприятии обычно функционируют несколько различных ИС, решающих отдельные группы задач: управление производством, финансово-хозяйственная деятельность и т.д. Часть задач бывает «покрыта» одновременно несколькими ИС, часть задач — вовсе не автоматизирована. Такая ситуация получила название «лоскутной автоматизации» и является довольно типичной для многих предприятий[6].

Содержание

1 Классификации информационных систем
1.1 Классификация по архитектуре
1.2 Классификация по степени автоматизации
1.3 Классификация по характеру обработки данных
1.4 Классификация по сфере применения
1.5 Классификация по охвату задач (масштабности)
2 Примечания
3 См. также
4 Литература

 Классификации информационных систем
 Классификация по архитектуре

По степени распределённости отличают:

настольные (desktop), или локальные ИС, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) находятся на одном компьютере;
распределённые (distributed) ИС, в которых компоненты распределены по нескольким компьютерам.

Распределённые ИС, в свою очередь, разделяют на:

файл-серверные ИС (ИС с архитектурой «файл-сервер»);
клиент-серверные ИС (ИС с архитектурой «клиент-сервер»).

В файл-серверных ИС база данных находится на файловом сервере, а СУБД и клиентские приложения находятся на рабочих станциях.

В клиент-серверных ИС база данных и СУБД находятся на сервере, а на рабочих станциях находятся клиентские приложения.

В свою очередь, клиент-серверные ИС разделяют на двухзвенные и многозвенные.

В двухзвенных (англ. two-tier) ИС всего два типа «звеньев»: сервер баз данных, на котором находятся БД и СУБД (back-end), и рабочие станции, на которых находятся клиентские приложения (front-end). Клиентские приложения обращаются к СУБД напрямую.

В многозвенных (англ. multi-tier) ИС добавляются промежуточные «звенья»: серверы приложений (application servers). Пользовательские клиентские приложения не обращаются к СУБД напрямую, они взаимодействуют с промежуточными звеньями. Типичный пример применения многозвенности — современные веб-приложения, использующие базы данных. В таких приложениях помимо звена СУБД и клиентского звена, выполняющегося в веб-браузере, имеется как минимум одно промежуточное звено — веб-сервер с соответствующим серверным ПО.


Классификация по степени автоматизации

По степени автоматизации ИС делятся на:

автоматизированные: информационные системы, в которых автоматизация может быть неполной (то есть требуется постоянное вмешательство персонала);
автоматические: информационные системы, в которых автоматизация является полной, то есть вмешательство персонала не требуется или требуется только эпизодически.

«Ручные ИС» («без компьютера») существовать не могут, поскольку существующие определения предписывают обязательное наличие в составе ИС аппаратно-программных средств. Вследствие этого понятия «автоматизированная информационная система», «компьютерная информационная система» и просто «информационная система» являются синонимами[4].

Классификация по характеру обработки данных

По характеру обработки данных ИС делятся на:

информационно-справочные, или информационно-поисковые ИС, в которых нет сложных алгоритмов обработки данных, а целью системы является поиск и выдача информации в удобном виде;
ИС обработки данных, или решающие ИС, в которых данные подвергаются обработке по сложным алгоритмам. К таким системам в первую очередь относят автоматизированные системы управления и системы поддержки принятия решений.


Классификация по сфере применения

Поскольку ИС создаются для удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области, то каждой предметной области (сфере применения) соответствует свой тип ИС. Перечислять все эти типы не имеет смысла, так как количество предметных областей велико, но можно указать в качестве примера следующие типы ИС:

Экономическая информационная система — информационная система, предназначенная для выполнения функций управления на предприятии.
Медицинская информационная система — информационная система, предназначенная для использования в лечебном или лечебно-профилактическом учреждении.
Географическая информационная система — информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных (пространственных данных).


 Классификация по охвату задач (масштабности)

Персональная ИС предназначена для решения некоторого круга задач одного человека.
Групповая ИС ориентирована на коллективное использование информации членами рабочей группы или подразделения.
Корпоративная ИС в идеале охватывает все информационные процессы целого предприятия, достигая их полной согласованности, безызбыточности и прозрачности. Такие системы иногда называют системами комплексной автоматизации предприятия.

Примечания

↑ William S. Davis, David C. Yen. The Information System Consultant's Handbook. Systems Analysis and Design. CRC Press, 1998. — ISBN 0849370019
Information system: a set of hardware, software, data, human, and procedural components intended to provide the right data and information to the right person at the right time.
↑ Поскольку понятие информационных технологий само по себе может рассматриваться достаточно широко.
↑ Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации — Российская Газета
↑ 1 2 Когаловский М. Р. Перспективные технологии информационных систем. — М.: ДМК Пресс; М: Компания АйТи, 2003. — 288 с. ISBN 5-94074-200-9
↑ Ю. А. Маглинец. Анализ требований к автоматизированным информационным системам
↑ Н. Лисин. Лоскутная автоматизация, или как управлять «зоопарком» программ //BYTE Россия, 2009

Почему нельзя покупать готовые информационные системы для предприятия?

Почему нельзя покупать готовые информационные системы для предприятия?

Не секрет, что современное предприятие - это сложный механизм со своими внутренними процессами. И естественно, что ни одна из готовых информационных систем (ИС) , например SAP не может удовлетворить все производственные потребности каждого предприятия для всех отраслей промышленности.

 
Поэтому сейчас все больше руководителей заказывают разработку собственной информационной системы, а не пользуются готовыми.

Основные проблемы, которые возникают у предприятий и организаций, использующих готовые информационные системы:

  • Невозможность изменения и модернизации системы
  • Высокая стоимость эксплуатации
  • Низкое качество технической поддержки системы
  • Отсутствие гибких механизмов настройки

 

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

В современном мире бизнеса предприятию очень сложно выжить без мощной системы управления предприятием. Информационная система (ИС) - неотъемлемая часть предприятия. И от того, насколько такая информационная система отвечает современным требованиям рынка, зависит его успешность в целом. Ведь предприятию приходится решать целый ряд задач, среди которых можно выделить:

  • Управление структурой предприятия
  • Управление персоналом
  • Управление производственными процессами
  • Управление складом и ресурсами