Чтоже такое автоматизированная система управления (АСУ) ?
Итак, средство автоматизации — ЭВМ. Можно ли считать, что любая система управления, после того как в ее ра боте начинает использоваться ЭВМ, превращается в ав томатизированную? Чтобы ответить на этот вопрос, це лесообразно сначала изучить возможные способы исполь зования ЭВМ в системах управления. Оказывается, можно определить три различных способа подобного использования.
При первом из них, самом простом, машина применя ется для выполнения отдельных вычислительных работ. В этом случае ЭВМ является своего рода автоматическим арифмометром, а вычислительный центр, где она установ лена и эксплуатируется,— как бы фабрикой автоматизированного счета. Примерами таких работ могут служить расчет заработной платы, составление статистических сводок бухгалтерских отчетов и т. п. В этом случае внедрение ЭВМ практически не сказывается на структуре организации и методах ее деятельности. Подготовительная работа заключается в разработке программного обеспе чения и способах поступления в вычислительный центр информации. Способ этот не только самый простой, но и дает скорейший эффект от установки ЭВМ.
Можно ли и целесообразно ли в этом случае считать систему управления автоматизированной, поскольку в ней используются средства автоматизации — ЭВМ? Видимо, нецелесообразно. Ведь система управления, когда она создавалась, отнюдь не была рассчитана на применение ЭВМ, а просто в ее работе, помимо других технических средств, стали использовать и вычислительную машину (не называем же мы системы управления механизирован ными после внедрения в их работу счетно-перфорационной техники).
Второй способ применения ЭВМ связан с внедрением в системы управления автоматизированных информацион но-справочных систем (ИСС), с помощью которых часть информации, используемой в работе учреждения, пред варительно по заданным программам обрабатывается в ЭВМ и затем уже используется персоналом при выпол нении различных функций по планированию и оператив ному управлению. Как известно, качество управления в значительной степени определяется своевременностью представления информации работникам управленческого аппарата и ее достоверностью. Необходимо также, чтобы информация поступала в форме, наиболее удобной для дальнейшего использования. Освобождаясь от рутинной работы по переработке информации, персонал системы управления получает возможность уделить большее вни мание вопросам принятия решений. В автоматизирован ных информационно-справочных системах ЭВМ исполь зуются для хранения информации, ее обработки и выдачи по требованию персонала необходимых сведений. Естественно, что при этом на машинах могут проводиться и работы чисто вычислительного характера.
Внедрение информационно-справочной системы может достаточно сильно сказаться на работе организации. Но все же представляется, что и после этого систему управ ления еще нельзя считать автоматизированной. Цель раз работки и внедрения информационно-справочных систем своего рода вспомогательная — обеспечить персонал си стемы необходимой для принятия решений информацией. При этом не затрагивается целый ряд сторон работы си стемы, например сам процесс принятия решений. Во многих случаях наиболее целесообразно использовать ЭВМ именно в качестве основы автоматизированных информа ционных систем.
Цель внедрения информационно-справочной системы заключается в улучшении существующей «ручной» си стемы управления, оказавшейся непригодной в условиях возросших масштабов управленческой деятельности. ИСС вписывается в рамки существующих систем. В то же время существующие системы управления, их структура, методы работы, используемые документы, документообо рот создавались (или складывались случайно) из расче та на ручную обработку информации, поэтому автомати зация на их базе не может обеспечить использования всех тех возможностей, которые потенциально заложены в ма шине. Машинам в «человеческих" системах управления «тесно». Чтобы их «освободить»; необходима соответст вующая перестройка структуры, изменение методов ра боты и формы документов. Проведем такую аналогию. Когда был изобретен двигатель внутреннего сгорания, его вначале установили, по существу, на телегу, рассчитан ную на конную тягу. Бесспорно, получили определенный эффект: «телега» двигалась с большей скоростью, могла везти большие тяжести. Однако при превышении скоро сти или веса груза она рассыпалась, т. е. возможности, заложенные в двигателе, не использовались полностью. Надо было привести в соответствие «телегу» с двигателем. Так появились автомобили, у которых двигатель уста навливался на специальное шасси, при этом изменилось в «телеге» и многое другое, например колеса. Так и си стемы управления, не рассчитанные на применение ЭВМ, являются для них своего рода «телегой». Другими словами, возникла проблема построения системы управле ния, в которой максимально эффективно использовались бы возможности как людей, так и всех технических средств, применяемых в работе, в частности электронно-вычислительных машин. Автоматизированной системой целесообразно называть систему управления, изначально рассчитанную на совместную работу людей и машин, где люди и машины — равноправные партнеры.
Итак, на основании вышесказанного попробуем дать определение автоматизированной системе управления: «АСУ — специально разработанная человеко-машинная система управления, предназначенная для эффективного (в смысле установленного критерия) выполнения функ ций управления, обеспечивающих достижение поставлен ных перед системой целей, и максимально использующая возможности основных ее элементов — людей и машины».
Нужно отметить, что все три способа использования ЭВМ не только возможны, но каждый по-своему, в своих конкретных условиях, целесообразен. Совсем необязательно во всех случаях ставить задачу разработки АСУ, т. е. выбирать наиболее сложный, длительный и дорогостоя щий путь, требующий к тому же наличия достаточно большого и квалифицированного коллектива (не следует только любые работы, связанные с внедрением ЭВМ, объявлять разработкой АСУ: ничего, кроме известной дез ориентации как разработчиков автоматизированной систе мы, так и работников системы управления, это не дает).
Итак, средство автоматизации — ЭВМ. Можно ли считать, что любая система управления, после того как в ее ра боте начинает использоваться ЭВМ, превращается в ав томатизированную? Чтобы ответить на этот вопрос, це лесообразно сначала изучить возможные способы исполь зования ЭВМ в системах управления. Оказывается, можно определить три различных способа подобного использования.
При первом из них, самом простом, машина применя ется для выполнения отдельных вычислительных работ. В этом случае ЭВМ является своего рода автоматическим арифмометром, а вычислительный центр, где она установ лена и эксплуатируется,— как бы фабрикой автоматизированного счета. Примерами таких работ могут служить расчет заработной платы, составление статистических сводок бухгалтерских отчетов и т. п. В этом случае внедрение ЭВМ практически не сказывается на структуре организации и методах ее деятельности. Подготовительная работа заключается в разработке программного обеспе чения и способах поступления в вычислительный центр информации. Способ этот не только самый простой, но и дает скорейший эффект от установки ЭВМ.
Можно ли и целесообразно ли в этом случае считать систему управления автоматизированной, поскольку в ней используются средства автоматизации — ЭВМ? Видимо, нецелесообразно. Ведь система управления, когда она создавалась, отнюдь не была рассчитана на применение ЭВМ, а просто в ее работе, помимо других технических средств, стали использовать и вычислительную машину (не называем же мы системы управления механизирован ными после внедрения в их работу счетно-перфорационной техники).
Второй способ применения ЭВМ связан с внедрением в системы управления автоматизированных информацион но-справочных систем (ИСС), с помощью которых часть информации, используемой в работе учреждения, пред варительно по заданным программам обрабатывается в ЭВМ и затем уже используется персоналом при выпол нении различных функций по планированию и оператив ному управлению. Как известно, качество управления в значительной степени определяется своевременностью представления информации работникам управленческого аппарата и ее достоверностью. Необходимо также, чтобы информация поступала в форме, наиболее удобной для дальнейшего использования. Освобождаясь от рутинной работы по переработке информации, персонал системы управления получает возможность уделить большее вни мание вопросам принятия решений. В автоматизирован ных информационно-справочных системах ЭВМ исполь зуются для хранения информации, ее обработки и выдачи по требованию персонала необходимых сведений. Естественно, что при этом на машинах могут проводиться и работы чисто вычислительного характера.
Внедрение информационно-справочной системы может достаточно сильно сказаться на работе организации. Но все же представляется, что и после этого систему управ ления еще нельзя считать автоматизированной. Цель раз работки и внедрения информационно-справочных систем своего рода вспомогательная — обеспечить персонал си стемы необходимой для принятия решений информацией. При этом не затрагивается целый ряд сторон работы си стемы, например сам процесс принятия решений. Во многих случаях наиболее целесообразно использовать ЭВМ именно в качестве основы автоматизированных информа ционных систем.
Цель внедрения информационно-справочной системы заключается в улучшении существующей «ручной» си стемы управления, оказавшейся непригодной в условиях возросших масштабов управленческой деятельности. ИСС вписывается в рамки существующих систем. В то же время существующие системы управления, их структура, методы работы, используемые документы, документообо рот создавались (или складывались случайно) из расче та на ручную обработку информации, поэтому автомати зация на их базе не может обеспечить использования всех тех возможностей, которые потенциально заложены в ма шине. Машинам в «человеческих" системах управления «тесно». Чтобы их «освободить»; необходима соответст вующая перестройка структуры, изменение методов ра боты и формы документов. Проведем такую аналогию. Когда был изобретен двигатель внутреннего сгорания, его вначале установили, по существу, на телегу, рассчитан ную на конную тягу. Бесспорно, получили определенный эффект: «телега» двигалась с большей скоростью, могла везти большие тяжести. Однако при превышении скоро сти или веса груза она рассыпалась, т. е. возможности, заложенные в двигателе, не использовались полностью. Надо было привести в соответствие «телегу» с двигателем. Так появились автомобили, у которых двигатель уста навливался на специальное шасси, при этом изменилось в «телеге» и многое другое, например колеса. Так и си стемы управления, не рассчитанные на применение ЭВМ, являются для них своего рода «телегой». Другими словами, возникла проблема построения системы управле ния, в которой максимально эффективно использовались бы возможности как людей, так и всех технических средств, применяемых в работе, в частности электронно-вычислительных машин. Автоматизированной системой целесообразно называть систему управления, изначально рассчитанную на совместную работу людей и машин, где люди и машины — равноправные партнеры.
Итак, на основании вышесказанного попробуем дать определение автоматизированной системе управления: «АСУ — специально разработанная человеко-машинная система управления, предназначенная для эффективного (в смысле установленного критерия) выполнения функ ций управления, обеспечивающих достижение поставлен ных перед системой целей, и максимально использующая возможности основных ее элементов — людей и машины».
Нужно отметить, что все три способа использования ЭВМ не только возможны, но каждый по-своему, в своих конкретных условиях, целесообразен. Совсем необязательно во всех случаях ставить задачу разработки АСУ, т. е. выбирать наиболее сложный, длительный и дорогостоя щий путь, требующий к тому же наличия достаточно большого и квалифицированного коллектива (не следует только любые работы, связанные с внедрением ЭВМ, объявлять разработкой АСУ: ничего, кроме известной дез ориентации как разработчиков автоматизированной систе мы, так и работников системы управления, это не дает).
Комментариев нет:
Отправить комментарий