понедельник, 9 января 2012 г.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ АСУ?

Чтоже такое автоматизированная система управления (АСУ) ?



Итак, средство автоматизации — ЭВМ. Можно ли считать, что любая система управления, после того как в ее ра­ боте начинает использоваться ЭВМ, превращается в ав­ томатизированную? Чтобы ответить на этот вопрос, це­ лесообразно сначала изучить возможные способы исполь­ зования ЭВМ в системах управления. Оказывается, можно определить три различных способа подобного использования.

При первом из них, самом простом, машина применя­ ется для выполнения отдельных вычислительных работ. В этом случае ЭВМ является своего рода автоматическим арифмометром, а вычислительный центр, где она установ­ лена и эксплуатируется,— как бы фабрикой автоматизи­рованного счета. Примерами таких работ могут служить расчет заработной платы, составление статистических сводок бухгалтерских отчетов и т. п. В этом случае внед­рение ЭВМ практически не сказывается на структуре ор­ганизации и методах ее деятельности. Подготовительная работа заключается в разработке программного обеспе­ чения и способах поступления в вычислительный центр информации. Способ этот не только самый простой, но и дает скорейший эффект от установки ЭВМ.

Можно ли и целесообразно ли в этом случае считать систему управления автоматизированной, поскольку в ней используются средства автоматизации — ЭВМ? Види­мо, нецелесообразно. Ведь система управления, когда она создавалась, отнюдь не была рассчитана на применение ЭВМ, а просто в ее работе, помимо других технических средств, стали использовать и вычислительную машину (не называем же мы системы управления механизирован­ ными после внедрения в их работу счетно-перфорацион­ной техники).

Второй способ применения ЭВМ связан с внедрением в системы управления автоматизированных информацион­ но-справочных систем (ИСС), с помощью которых часть информации, используемой в работе учреждения, пред­ варительно по заданным программам обрабатывается в ЭВМ и затем уже используется персоналом при выпол­ нении различных функций по планированию и оператив­ ному управлению. Как известно, качество управления в значительной степени определяется своевременностью представления информации работникам управленческого аппарата и ее достоверностью. Необходимо также, чтобы информация поступала в форме, наиболее удобной для дальнейшего использования. Освобождаясь от рутинной работы по переработке информации, персонал системы управления получает возможность уделить большее вни­ мание вопросам принятия решений. В автоматизирован­ ных информационно-справочных системах ЭВМ исполь­ зуются для хранения информации, ее обработки и выда­чи по требованию персонала необходимых сведений. Естественно, что при этом на машинах могут проводить­ся и работы чисто вычислительного характера.

Внедрение информационно-справочной системы может достаточно сильно сказаться на работе организации. Но все же представляется, что и после этого систему управ­ ления еще нельзя считать автоматизированной. Цель раз­ работки и внедрения информационно-справочных систем своего рода вспомогательная — обеспечить персонал си­ стемы необходимой для принятия решений информацией. При этом не затрагивается целый ряд сторон работы си­ стемы, например сам процесс принятия решений. Во мно­гих случаях наиболее целесообразно использовать ЭВМ именно в качестве основы автоматизированных информа­ ционных систем.

Цель внедрения информационно-справочной системы заключается в улучшении существующей «ручной» си­ стемы управления, оказавшейся непригодной в условиях возросших масштабов управленческой деятельности. ИСС вписывается в рамки существующих систем. В то же время существующие системы управления, их структура, методы работы, используемые документы, документообо­ рот создавались (или складывались случайно) из расче­ та на ручную обработку информации, поэтому автомати­ зация на их базе не может обеспечить использования всех тех возможностей, которые потенциально заложены в ма шине. Машинам в «человеческих" системах управления «тесно». Чтобы их «освободить»; необходима соответст­ вующая перестройка структуры, изменение методов ра­ боты и формы документов. Проведем такую аналогию. Когда был изобретен двигатель внутреннего сгорания, его вначале установили, по существу, на телегу, рассчитан­ ную на конную тягу. Бесспорно, получили определенный эффект: «телега» двигалась с большей скоростью, могла везти большие тяжести. Однако при превышении скоро­ сти или веса груза она рассыпалась, т. е. возможности, заложенные в двигателе, не использовались полностью. Надо было привести в соответствие «телегу» с двигателем. Так появились автомобили, у которых двигатель уста­ навливался на специальное шасси, при этом изменилось в «телеге» и многое другое, например колеса. Так и си­ стемы управления, не рассчитанные на применение ЭВМ, являются для них своего рода «телегой». Другими сло­вами, возникла проблема построения системы управле­ ния, в которой максимально эффективно использовались бы возможности как людей, так и всех технических средств, применяемых в работе, в частности электронно-вычислительных машин. Автоматизированной системой целесообразно называть систему управления, изначально рассчитанную на совместную работу людей и машин, где люди и машины — равноправные партнеры.

Итак, на основании вышесказанного попробуем дать определение автоматизированной системе управления: «АСУ — специально разработанная человеко-машинная система управления, предназначенная для эффективного (в смысле установленного критерия) выполнения функ­ ций управления, обеспечивающих достижение поставлен­ ных перед системой целей, и максимально использующая возможности основных ее элементов — людей и машины».

Нужно отметить, что все три способа использования ЭВМ не только возможны, но каждый по-своему, в своих конкретных условиях, целесообразен. Совсем необязатель­но во всех случаях ставить задачу разработки АСУ, т. е. выбирать наиболее сложный, длительный и дорогостоя­ щий путь, требующий к тому же наличия достаточно большого и квалифицированного коллектива (не следует только любые работы, связанные с внедрением ЭВМ, объ­являть разработкой АСУ: ничего, кроме известной дез­ ориентации как разработчиков автоматизированной систе мы, так и работников системы управления, это не дает).



Комментариев нет: