Почему автоматизация?
Каждый день печать, радио, телевидение сообщают о вво де в строй новых заводов, об увеличении выпуска продук ции расширении ее ассортимента, открытии новых линий аэрофлота, увеличении числа услуг, предоставляемых на селению предприятиями бытового обслуживания, росте тоннажа торгового флота и т. д. Такие сообщения не мо гут не радовать. Но наряду с этим встречаются и сообщен ия о неудовлетворительном планировании, о наличии встречных перевозок, возникновении дефицита на неде фицитные товары, сообщения о фактах потерь и простоев, которые, естественно, воспринимаются с огорчением.
В то же время между положительными и негативными фактами имеется определенная связь. Далеко не всегда неблагоприятные факты являются результатом нерадиво сти отдельных работников или организаций. Хозяйство наше растет, усложняется, и с каждым годом управлять им, естественно, становится все труднее, поскольку, на пример, далеко не одно и то же управлять производст вом и распределением стали, равным 25—30 млн. т в год (1950-1960 гг.) или 120-130 млн. т (1970-1975 гг.), при одновременном увеличении номенклатуры изделий металлургической промышленности и росте числа ее по требителей, либо грузооборотом торгового флота в 71 млрд. тонно-миль (1960 г.) или в 411,5 млрд. тонно- миль (1976 г.). Аналогично усложнилось и управление отдельными предприятиями: непрерывно увеличиваются скорости технологических процессов, ассортимент про дукции.
Стремительный и глобальный рост привел к тому, что системы управления все чаще стали давать сбои, т. е. запаздывать с принятием управляющих решений, так как перестали справляться с возросшими потоками информа ции, на основе которой эти решения принимались; ухуд шалось качество самих решений (например, объектив ность планов), стали запаздывать мероприятия по реализации принятых решений и мероприятия по корректировке возникающих неполадок. Уже в середине 50-х годов стало очевидным, что существующими системами управления часто принципиально невозможно обеспечить необ ходимое качество управления. Стала очевидной необхо димость принятия радикальных мер по улучшению качества управления, мер, связанных с приведением в соответствие возросших и имеющих тенденцию дальней шего роста объемов управленческой деятельности с рабо той систем административного управления. Такой радикальной мерой является .автоматизация.
Кстати, в нашей стране уже имелся опыт широкой автоматизации. Еще в годы первых пятилеток — в конце 20-х — начале 30-х годов — была поставлена задача индустриализации страны на базе всесторонней автома тизации промышленного производства. Были созданы специализированные организации по внедрению автома тизации во всех ведущих отраслях промышленности, организован выпуск средств автоматизации — и поставлен ная задача была выполнена. В 60-х годах жизнь потре бовала не менее широких работ по автоматизации административного управления. Была поставлена задача на основе использования научно обоснованных методов управления, широкого применения экономико-математи ческих методов и средств автоматизации обеспечить необходимое качество административного управления. На XXIV съезде партии эта задача рассматривалась как од на из важнейших общегосударственных задач.
Работы по автоматизации административного управ ления были направлены на то, чтобы резко повысить качество управления, не увеличивая числа работников в этой сфере, а вооружив их новыми методами и средства ми ведения работ, позволяющими в условиях возросших масштабов и усложнения их деятельности, возросших требований к качеству принимаемых решений и их и c полнению эффективно выполнять свои обязанности. При этом следует иметь в виду, что, чем шире масштабы уп равляющей деятельности, тем выше требования, предъявляемые к качеству принимаемых решений. Ведь с большими масштабами связаны и большие потери, возникаю щие в случае некачественных или неоптимальных ре шений-
С 1963 г. основные работы по автоматизации админи стративного управления проводятся «под флагом» разра ботки автоматизированных систем управления — АСУ. Уже планом развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 гг. была предусмотрена разработка и внедре ние АСУ на 227 предприятиях страны.
Каждый день печать, радио, телевидение сообщают о вво де в строй новых заводов, об увеличении выпуска продук ции расширении ее ассортимента, открытии новых линий аэрофлота, увеличении числа услуг, предоставляемых на селению предприятиями бытового обслуживания, росте тоннажа торгового флота и т. д. Такие сообщения не мо гут не радовать. Но наряду с этим встречаются и сообщен ия о неудовлетворительном планировании, о наличии встречных перевозок, возникновении дефицита на неде фицитные товары, сообщения о фактах потерь и простоев, которые, естественно, воспринимаются с огорчением.
В то же время между положительными и негативными фактами имеется определенная связь. Далеко не всегда неблагоприятные факты являются результатом нерадиво сти отдельных работников или организаций. Хозяйство наше растет, усложняется, и с каждым годом управлять им, естественно, становится все труднее, поскольку, на пример, далеко не одно и то же управлять производст вом и распределением стали, равным 25—30 млн. т в год (1950-1960 гг.) или 120-130 млн. т (1970-1975 гг.), при одновременном увеличении номенклатуры изделий металлургической промышленности и росте числа ее по требителей, либо грузооборотом торгового флота в 71 млрд. тонно-миль (1960 г.) или в 411,5 млрд. тонно- миль (1976 г.). Аналогично усложнилось и управление отдельными предприятиями: непрерывно увеличиваются скорости технологических процессов, ассортимент про дукции.
Стремительный и глобальный рост привел к тому, что системы управления все чаще стали давать сбои, т. е. запаздывать с принятием управляющих решений, так как перестали справляться с возросшими потоками информа ции, на основе которой эти решения принимались; ухуд шалось качество самих решений (например, объектив ность планов), стали запаздывать мероприятия по реализации принятых решений и мероприятия по корректировке возникающих неполадок. Уже в середине 50-х годов стало очевидным, что существующими системами управления часто принципиально невозможно обеспечить необ ходимое качество управления. Стала очевидной необхо димость принятия радикальных мер по улучшению качества управления, мер, связанных с приведением в соответствие возросших и имеющих тенденцию дальней шего роста объемов управленческой деятельности с рабо той систем административного управления. Такой радикальной мерой является .автоматизация.
Кстати, в нашей стране уже имелся опыт широкой автоматизации. Еще в годы первых пятилеток — в конце 20-х — начале 30-х годов — была поставлена задача индустриализации страны на базе всесторонней автома тизации промышленного производства. Были созданы специализированные организации по внедрению автома тизации во всех ведущих отраслях промышленности, организован выпуск средств автоматизации — и поставлен ная задача была выполнена. В 60-х годах жизнь потре бовала не менее широких работ по автоматизации административного управления. Была поставлена задача на основе использования научно обоснованных методов управления, широкого применения экономико-математи ческих методов и средств автоматизации обеспечить необходимое качество административного управления. На XXIV съезде партии эта задача рассматривалась как од на из важнейших общегосударственных задач.
Работы по автоматизации административного управ ления были направлены на то, чтобы резко повысить качество управления, не увеличивая числа работников в этой сфере, а вооружив их новыми методами и средства ми ведения работ, позволяющими в условиях возросших масштабов и усложнения их деятельности, возросших требований к качеству принимаемых решений и их и c полнению эффективно выполнять свои обязанности. При этом следует иметь в виду, что, чем шире масштабы уп равляющей деятельности, тем выше требования, предъявляемые к качеству принимаемых решений. Ведь с большими масштабами связаны и большие потери, возникаю щие в случае некачественных или неоптимальных ре шений-
С 1963 г. основные работы по автоматизации админи стративного управления проводятся «под флагом» разра ботки автоматизированных систем управления — АСУ. Уже планом развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 гг. была предусмотрена разработка и внедре ние АСУ на 227 предприятиях страны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий