понедельник, 9 января 2012 г.

Почему автоматизация?

Почему автоматизация?

Каждый день печать, радио, телевидение сообщают о вво­ де в строй новых заводов, об увеличении выпуска продук­ ции расширении ее ассортимента, открытии новых линий аэрофлота, увеличении числа услуг, предоставляемых на­ селению предприятиями бытового обслуживания, росте тоннажа торгового флота и т. д. Такие сообщения не мо­ гут не радовать. Но наряду с этим встречаются и сообщен ия о неудовлетворительном планировании, о наличии встречных перевозок, возникновении дефицита на неде­ фицитные товары, сообщения о фактах потерь и простоев, которые, естественно, воспринимаются с огорчением.
В то же время между положительными и негативными фактами имеется определенная связь. Далеко не всегда неблагоприятные факты являются результатом нерадиво­ сти отдельных работников или организаций. Хозяйство наше растет, усложняется, и с каждым годом управлять им, естественно, становится все труднее, поскольку, на­ пример, далеко не одно и то же управлять производст­ вом и распределением стали, равным 25—30 млн. т в год (1950-1960 гг.) или 120-130 млн. т (1970-1975 гг.), при одновременном увеличении номенклатуры изделий металлургической промышленности и росте числа ее по­ требителей, либо грузооборотом торгового флота в 71 млрд. тонно-миль (1960 г.) или в 411,5 млрд. тонно- миль (1976 г.). Аналогично усложнилось и управление отдельными предприятиями: непрерывно увеличиваются скорости технологических процессов, ассортимент про дукции.

Стремительный и глобальный рост привел к тому, что системы управления все чаще стали давать сбои, т. е. запаздывать с принятием управляющих решений, так как перестали справляться с возросшими потоками информа ции, на основе которой эти решения принимались; ухуд­ шалось качество самих решений (например, объектив­ ность планов), стали запаздывать мероприятия по реализа­ции принятых решений и мероприятия по корректировке возникающих неполадок. Уже в середине 50-х годов стало очевидным, что существующими системами управления часто принципиально невозможно обеспечить необ­ ходимое качество управления. Стала очевидной необхо­ димость принятия радикальных мер по улучшению ка­чества управления, мер, связанных с приведением в соответствие возросших и имеющих тенденцию дальней­ шего роста объемов управленческой деятельности с рабо­ той систем административного управления. Такой ради­кальной мерой является .автоматизация.

Кстати, в нашей стране уже имелся опыт широкой автоматизации. Еще в годы первых пятилеток — в конце 20-х — начале 30-х годов — была поставлена задача индустриализации страны на базе всесторонней автома­ тизации промышленного производства. Были созданы специализированные организации по внедрению автома­ тизации во всех ведущих отраслях промышленности, ор­ганизован выпуск средств автоматизации — и поставлен­ ная задача была выполнена. В 60-х годах жизнь потре­ бовала не менее широких работ по автоматизации административного управления. Была поставлена задача на основе использования научно обоснованных методов управления, широкого применения экономико-математи­ ческих методов и средств автоматизации обеспечить не­обходимое качество административного управления. На XXIV съезде партии эта задача рассматривалась как од­ на из важнейших общегосударственных задач.

Работы по автоматизации административного управ­ ления были направлены на то, чтобы резко повысить качество управления, не увеличивая числа работников в этой сфере, а вооружив их новыми методами и средства ми ведения работ, позволяющими в условиях возросших масштабов и усложнения их деятельности, возросших требований к качеству принимаемых решений и их и c полнению эффективно выполнять свои обязанности. При этом следует иметь в виду, что, чем шире масштабы уп­ равляющей деятельности, тем выше требования, предъ­являемые к качеству принимаемых решений. Ведь с боль­шими масштабами связаны и большие потери, возникаю­ щие в случае некачественных или неоптимальных ре­ шений-

С 1963 г. основные работы по автоматизации админи­ стративного управления проводятся «под флагом» разра­ ботки автоматизированных систем управления — АСУ. Уже планом развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 гг. была предусмотрена разработка и внедре­ ние АСУ на 227 предприятиях страны.




Комментариев нет: